В Украине рекордно подорожал автогаз: когда ждать отката цен

0
9

Для многих украинцев, решивших купить автомобиль, главным плюсом новой машины является ГБО. Бензин уже давно является роскошью, а вот газ позволял водителям неплохо экономить, постоянно дешевея. Но август 2017 года серьезно ударил по карманам автолюбителей, и цены стремительно преодолевают психологические отметки. Впрочем, специалисты просят потерпеть: откат не заставит себя ждать.

«Обозреватель» опросил экспертов в топливной сфере и узнал, кто виноват в таком взлете и когда стоимость на топливо начнет падать.

По данным «Консалтинговой группы А-95», с 1 июля по 17 августа 2017 года оптовые цены на пропан-бутан выросли на 63% и превысили отметку 24 000 грн/т — абсолютный рекорд за всю историю наблюдений.

Некоторые эксперты уверяют: подорожание остановится на отметке в 18 гривен за литр. Потом тренд изменится и цены пойдут вниз. Когда и на сколько — читайте ниже.

Кто виноват и что дальше

Причин несколько. Это и дефицит на фоне роста спроса, и монополизация рынка, и проблемы у производителей. Но давайте по порядку.

В течение последнего года спрос на сжиженный газ в Украине активно рос. Еще год назад объем украинского рынка пропан-бутана составил 100 000-110 000 тонн. В августе этого года потребность в автогазе составила не менее 150 000 тонн, заявляет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

При этом украинские производители сжиженного газа — «Укргазвидобування», «Укрнафта», «Укртатнафта» и частные компании — покрывают не более 20% потребностей рынка, а это около 30 000 тонн в месяц. Остальные Украина импортирует из России, Беларуси, Казахстана и других стран.

И вот тут возникла серьезная проблема, родившая дефицит. Дело в том, что Украина импортирует около 30% топлива именно из страны-агрессора. А еще в мае 2017 года профильная Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ разрешила поставки в нашу страну только «Роснефти». Таким образом, украинский рынок получил недостаток продукта и опасного монополиста.

Читать по теме  Какие нужны документы чтоб вывезти ребенка заграницу

Кроме того, по данным экс-топ-менеджера «Укргазвидобування» Алексея Тамразова, в августе в России на ремонт остановились несколько заводов, такие же проблемы и в Беларуси.

«Частично вина за подорожание лежит на операторах, частично — на нелегальных участниках, которые использовали достаточно резкий рост спроса на сжиженный газ на протяжении нескольких последних лет для того чтобы поставлять ресурс чуть ли не на границе себестоимости», — прокомментировал «Обозревателю» ситуацию заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Он заверил, что диверсификация поставок сжиженного газа возможна, но она также сопровождается рядом трудностей. В частности, когда речь идет об использовании европейского ресурса, например, польского, литовского или итальянского, «такие поставки должны осуществляться по железной дороге». Но «Укрзалізниця» не может предоставить необходимое количество цистерн для его перевозки, а также колесных пар, которые меняются во время пересечения границы ЕС-Украина из-за разного расстояния между рельсами.

«Возник ажиотажный спрос, все ринулись на Запад, в Европу, а привезти нечем, потому что всем надо», — пояснил Рябцев.

По словам замглавы Министерства экономического развития и торговли Украины Максима Нефьодова, министр Степан Кубив уже написал обращение в АМКУ и другие профильные органы с просьбой: объяснить, что происходит. «Ситуация действительно выглядит несколько странной, даже с учетом привычных колебаний цен на газ летом. Кто-то из игроков вполне может качать рынок, устраивая сговор«, — предположил он.

Когда топливо подешевеет

Эксперты в один голос утверждают, что в скором времени вопрос с дефицитом решится — и газ начнет дешеветь.

Так, президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут убежден в том, что рынок отреагирует на скачок цены. «Нынешние цены делают конкурентными поставки западных ресурсов, казахского газа. Я ожидаю, что в ближайшие две недели цена на газ будет стабилизироваться», — спрогнозировал эксперт.

Читать по теме  Названы лучшие внедорожники

Стоимость топлива будет увеличиваться до тех пор, пока, уверен руководитель программ аналитического центра DiXi Group Роман Ницович, будет существовать ажиотаж.

«Надеюсь, что рынок и соответствующие органы отреагируют и удовлетворят этот спрос, тогда цена откатится назад. Кстати, именно высокие цены сбивают ажиотажный спрос и позволяют восстановить баланс», — считает он.

По словам Геннадия Рябцева, сегодня цены настолько высоки, что отпугивают потребителей, которые могут сократить поездки и не покупать газ, а в некоторых сетях вообще газа нет. В то же время «компании мечутся, пытаются подписывать контракты, следовательно, этот дефицит будет уменьшаться».

«Думаю, его поборют к середине сентября, а раз поборют к середине сентября, значит, до конца месяца можно ожидать возврата цен на докризисный уровень. Не скажу, что обязательно будет 11 гривен за литр, но если с гривней все будет нормально, то откат до 12 будет, поскольку именно такой уровень комфортен трейдерам. Они не заинтересованы в высоких ценах, поскольку работают за счет оборота, а не за счет высокой наценки», — пообещал замдиректора научно-технического центра «Психея».

Что ж, подождем — увидим. Тем не менее, ритейл не может не реагировать на подорожавшее топливо, следовательно, ждем роста цен на рынках и в супермаркетах: к сезонному фактору осени добавятся еще и расходы на газ.