Куда девают атомные подлодки, отработавшие свое?

0
14
подлодка

Увы, когда срок службы функционирования такой подводной лодки заканчивается, она становиться загрязняющим окружающую среду источником опасности. Списание таких подлодок с последующей их утилизацией — невероятно сложный и трудоемкий процесс.

Большой интерес эти мрачные строения вызывают у сценаристов Голливуда, которые так и норовят добавить в сюжетную линию фильма события, разворачивающиеся на подлодках во времена войны. Старые боевые корабли являются в представлении творцов невероятно интересными и загадочными источниками концентрации утраченного влияния распавшихся республик, очарования былых эпох и, в какой то степени, морской романтики. Увы, когда срок службы подлодки заканчивается, она начинает представлять собой реальную опасность — на ее борту находиться камера хранения ядерного топлива, извлечь которое крайне сложно и проблематично. Именно по этой причине ВМС приходиться проводить изрядный объем работы по утилизации подобного наследия воен прошлого.

Существуют даже могильники таких лодок, наиболее численные находятся у берегов Владивостока, на севере Тихого Океана и даже за самым Полярным Кругом. К сожалению, даже нахождение там может стать опасным — старые атомные лодки — это сильный источник радиации. Одним из наиболее угнетающих является кладбище подлодок в Карском море на севере Сибири — там можно увидеть многочисленные радиаторы и баллоны с списанным ядерным топливом, которые местные моряки годами захоранивали, просто сбрасывая их в море.

Как выглядят проржавевшие останки былого великолепия?

Узнать ответ на этот вопрос можно детально рассмотрев фотографии любого из кладбищ подлодок. Пожалуй, самым сюрреалестичным и показательным можно считать захоронение на Оленьей Губе, находящейся в арктической части Российской Федерации — на территории фьордов хаотично разбросаны проржавевшие скелеты былой силы и мощи советского морского флота.

Мировая общественность, к слову, подобным положением дел крайне возмущена — по словам председателя комитета международного экологического товарищества не раз упоминал, что стараниями российских моряков Карское море превратилось в схрон опасного для жизни и здоровья мусора — одних только контейнеров с топливом там было захоронено за все время практически 17 тысяч!

В настоящее время в данном регионе РФ ищут новые карьеры добычи нефти и газа, и, если во время бурения будет поврежден хотя бы один радиоактивный контейнер, загрязнение может распространиться по всему морю.

Совсем другое дело — схроны, разрешение на проведение которых было получено официально. Найти их можно, просто открыв гугл карты — наиболее многочисленные находятся в Вашингтоне, Владивостоке и на Кольском полуострове, причем контейнеры с топливом не были хаотично разбросаны по морскому дну ни в одном из хранилищей — они или пришвартованы к палубе, или сложены по рядам.

Как удаляют топливо из подлодок?

Полностью утилизированная подводная лодка — это трехотсечный освобожденный от топлива блок с запаянными отверствиями для реакторов. Для проведения утилизации подводк помещают в специальный технический док, где происходит сам процесс освобождения от топлива. После из каждого реактора извлекаются сборки, сами реакторы запаиваются. Сборки в специальных ЖД составах направляются на заводы по утилизации старого военного оборудования. В Америке такие заводы находятся в штате Айдахо, в РФ — в Челябинской области. Но несмотря на удаление радиоактивного топлива сам металл, из которого сделана лодка в результате многолетнего контакта с радиоактивными материалами сам становиться радиоактивным, следовательно, оставлять подобные сооружения недалеко от людских жилищ нельзя.

К счастью, на данный момент РФ применяет все современные правила и нормы утилизации подлодок на практике, потому Америка может больше не боятся, что утилизированное топливо попадет не в те руки. Западные технологии утилизации подлодок успешно передаются РФ начиная с 2002 года, благодаря чему качество проведения самой утилизации значительно возросло.

Для чего было необходимо строительство нового хранилища?

Прежде всего потому, что старые нарушали все существующие нормы проведения утилизации и хранения контейнеров — только вдумайтесь, в некоторых блоки были оставлены на плаву или же просто брошены под открытым небом! Увы, не всегда возможен стандартный способ проведения утилизации  — реакторы некоторых подлодок были охлаждены сплавом свинца, который невероятно сложно извлечь, настолько, что две подобные подлодки до сих пор не были утилизированы и ожидают своего часа на одном из хранилищ Кольского полуострова.

На сегодняшний день по стандартной методике было утилизировано около ста семидесяти подлодок. К подобным технологиям утилизации также охотно прибегают Америка и Франция. Английские же подлодки сконструированы более удобным образом — контейнеры с отработанным топливом извлекаются без разрезания корпуса самой подлодки.

Но, тем не менее, около 12 английских подлодок на данный момент остаются не утилизированными, потому что правительство страны до сих пор не приняло решение, на какой именно завод отправить переработанное топливо.

В США же система утилизации топлива стабильно подвергается критике — хранилище ядерного топлива, изьятого из подлодок находиться как раз в акккурат над водохранилищем штата Айдахо, что в случае ЧП может заразить радиацией значительную территорию Северной Америки. Под угрозой становятся как запасы пресной воды, так и система полива корнеплодов.

Даже при соблюдении всех нужных правил остается вероятность просечки, потому качественная утилизация с постоянным контролем стоит дорого.

Читать по теме  В Сингапуре открылся самый большой аквариум мира