Скандальная реформа в Украине: новые принципы работы судов

0
9
Судебная реформа в Украине
.

3 октября 2017 года правительство Украины приняло судебную реформу. Ее пункты были достаточно спорными и обсуждаемыми. Во-первых, Президент Украины будет иметь больше влияния на суды, во-вторых, обязанности судов, в частности и самих судьей, увеличатся в ущерб участников судебных заседаний.

  1. Верховные суды контролирует Президент Украины.
  2. Публикация судебных повесток в Интернете.
  3. Денежный залог истцов в случае подачи заявления в суд.
  4. Электронный судебный процесс.
  5. Уменьшения количества задаваемых вопросов до 10.
  6. Сокращение сроков расследования дел до 3-6 месяцев.
  7. Переписанное на жен имущество будет нетронутым.
  8. Ограничение доступа в судебный зал.

Но некоторые инстанции высказывают огромное недовольство по поводу нововведений. К примеру, Центр политико-правовых реформ выдвинул ряд жалоб, вот некоторые из них:

  1. Законопроект дает судьям значительные репрессивные полномочия (налагать штрафы за действия, которые ему кажутся нарушением или злоупотреблением), что в условиях коррумпированной судебной системы могут обернуться против добросовестных участников процесса (ч. 149 ГПК, ст. 149 КАС, ст. 136 ХПК в редакции законопроекта). Такие полномочия можно вводить в действие только в случае успешного очищения судейского корпуса и уверенности, что сами судьи не будут ими злоупотреблять. Более того, за одни и те же действия суд сможет наложить штраф и одновременно привлечь к админответственности.
  2. Суд не будет публично провозглашать судебные решения, принятые по результатам закрытого судебного заседания (ч. 18 ст. 7 ГПК, ч. 17 ст. 10 КАСС, ч. 18 ст. 9 ХПК в редакции законопроекта), что является нарушением статьи 6 Европейской конвенции по правам человека, где указано, что судебные решения в любом случае провозглашаются публично.
  3. Законопроект внедряет адвокатскую монополию на представительство в судах немедленно, а не постепенно, как это предусмотрено конституционными изменениями, поскольку не содержит никаких переходных положений по этому вопросу. Это даст возможность судам не допускать до представительства интересов лиц, которые не имеют статуса адвоката, руководствуясь процессуальными кодексами.
  4. Законопроект не дает возможность свидетелю участвовать в судебном заседании в режиме видеоконференции вне помещения суда (ч. 6 ст. 213 ГПК, ч. 6 ст. 195 КАС, ч. 6 ст. 198 ХПК в редакции законопроекта), тогда как участники дела могут воспользоваться такой возможностью. Такое положение будет препятствовать рассмотрению дел, где свидетели находятся за границей или на оккупированной или неконтролируемой территории Украины.
  5. В уголовном процессе стороны производства, в том числе и сторона защиты, лишаются права самостоятельно выбирать и привлекать судебного эксперта. Полномочия привлекать эксперта будут иметь только следственный судья и суд (ст. 242, 243, 244, 332, 509 УПК в редакции законопроекта). При этом монополию в осуществлении судебных экспертиз будут иметь только государственные специализированные учреждения. Это приведет к существенному сужению права на защиту и конституционного принципа состязательности сторон.
Читать по теме  Гройсман пообещал поднять пенсии украинским военным