Десятка самых странных рождественских картин

0
27
рождество1

Правильно истолковать сюжеты рождественских картин сложно даже дипломированным искусствоведам и теологам, настолько замысловатым и необычным может быть сюжет полотна. Сложность текста Святого Письма и своеобразное видение художников иногда могут сильно сбить с толку начинающих любителей старины и религиозных исследователей. Попробуем вместе разобрать, какую тайну скрывают в себе эти замысловатые и непонятные картины.

«Ангельский концерт» Грюневальда

Картина изображает Богородицу с младенцем в крайне нетипичном для старых времен свете — выглядят они, несмотря на полутысячелетний возраст картины, весьма современно. Удивляет в том числе и задний фон полотна — он куда больше годиться для какого-нибудь постапокалипсиса или рок-концерта, чем для религиозного произведения.

В прошлом единственный инструмент, который прихожане могли услышать в церкви был орган, виолончель использовалась чаще всего в качестве аккомпанемента во время застольных песен. Но не стоит судить автора слишком строга — в былые времена живописцы любили придавать религиозным сюжетам некоторую долю светскости. Интерьер часто списывался с повседневного, Богородиц же и вовсе частенько перерисовывали с любовниц и жен, одевая их на картинах по последней моде своего времени. Вероятно, делалось это для того, чтобы сделать сюжет максимально доступным для понимания каждому вне зависимости от его социального статуса и положения.

«Шествие волхвов» Гоццолли

Достоверно неизвестно, какое конкретно количество древних мудрецов пришло поклониться Господу, но в религиозных картинах принято изображать троих — именно столько даров было принесено Мессие. На данной картине мы можем наблюдать целую толпу из желающих увидеть царственного младенца.

На самом деле эта странность обусловлена тем, что получивший от одной итальянской знатной семьи заказ на роспись капеллы Гоццолли изобразил вместе с волхвами саму эту семью и всех ее высокопоставленных родственников. Естественно, уважаемые люди без прислуги никуда не отправляются, потому к главным персонажам картины пришлось добавить еще и их слуг.

«Поклонение волхвов»

Этот небольшой по размерам диптих нашел свое музейное пристанище в столице Украины — славном городе Киеве. Имя автора осталось затерянным в веках, но искусствоведы заметили один и тот же почерк сразу в нескольких религиозных фламандских полотнах, потому имеется веское основание предполагать, что и киевский шедевр принадлежит кисти этого невероятно талантливого мастера. Множество горожан, как и верующих, так и атеистов уже восхитились и прониклись нереальной атмосферой полотна — на картине художник мастерски передал мельчайшие детали, труднозаметные глазу даже в повседневной жизни.

На полотне изображен процесс принесения Богу даров, среди которых присутствует мирра — символ признания Иисуса как смертного человека со всеми отсюда выходящими плюсами и минусами, ладан — как знак признания в нем Бога и золото — символ, что люди признают в нем царя. Но вряд ли нужно серьезно углубляться в символистику при толковании картины — первым делом стоит как следует насладиться мастерством живописца в отображении главных персонажей и фона.

В целом, дары призваны символизировать принятие языческим миром нового бога, сына творца, нового мессию. На Руси те, кто именовал себя волхвами, после Крещения 982 года ушли в оппозицию — это слово стало употребляться в значении еретик, чернокнижник.

«Поклонение волхвов» Босха

Удивляет присутствие темнокожего человека на религиозном полотне, да еще и таком старом. Но, как оказалось, подобное ранее было вовсе не в диковинку — трех старцев-мудрецов, которые приносили дары новорожденному Иисусу было принято изображать как раз втроем, причем так, чтоб каждый был представителем определенной расы.

Интересно знать, что подобные полотна стали причиной судебных разбирательств — совсем недавно руководство музея Метрополитен вступило в разбирательство с одним из ньюйоркцев, который посчитал возмутительным выставление в музее полотен с белокожим Христом. Тем временем в Амстердаме были изменены названия художественных полотен на более политкорректные. Вот такие веяния нового времени затрагивают классическое искусство.

рождество

«Поклонение пастухов» Караваджо

Как оказалось, легендарные волхвы были далеко не самыми первыми, кто смог поклониться Иисусу — первыми увидели его и отдали ему дань чести именно пастухи, которые пришли в хлев, где родился Бог, чтобы забрать животных для выпаса. Религиозные сюжеты в прошлом были популярны в быту и щедро оплачивались, в образах волхвов были нарисованы знатные люди, от чего, собственно, сюжет с пастухами становился невероятно редок — всем хотелось выглядеть красиво и богато, чего нельзя сказать о среднестатистическом пастушьем убранстве. Да и красивое изображение бедняков требовало значительных умений со стороны художника. Стоит признать, Караваджо сюжет удался просто на отлично.

«Поклонение волхвов» Бондоне

По легенде путь всем, кто желал поклониться маленькому Христу, освещала Вифлеемская звезда, которая на данной картине изображена чрезчур грозно и неестественно, подобно настоящему падающему метеориту, от чего непросвещенный человек вполне может запутаться — не намечается ли там на самом деле апокалипсис?

До сих пор неизвестно, что именно могло светиться на небе в ночь Рождества, ну а Бондоне, скорее всего очень сильно вдохновился на написание звезды кометой Галлея — она пролетала как раз около 1300 годов.

«Поклонение волхвов» дер Вейдена

Очень странные и смешанные чувства вызывает крыша хлева на этой картине — старая и ветхая, она вот вот может упасть или просто разрушиться от времени. Вероятнее всего, автор желал показать контраст над тем, в каком убогом месте появился на свет сам Сын Божий. По стечению обстоятельств для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинном доме, потому Иисус родился именно в хлеву.

«Рождество» Латура

Данная картина является, пожалуй, наиболее реалистичной из всех, когда либо изображавших Иисуса — тут он выглядит действительно как младенец, а не как какой то старик , запеленанный в кусок ткани.

Увы, сохранилось крайне мало достоверных известий о картине и о художнике, стоит лишь отдать ему должное — он предпринял довольно таки смелый ход как для своего времени, рискнув преподнести религиозную сцену под видом полностью бытовой. Предположительно на картине изображена в том числе и мать Марии — святая Анна.

«Рождество Христа» Берн-Джонса

Несмотря на то, что картина была написана уже в весьма просвещенное время — медицина была уже многим более цивилизованной, чем в прошлом, кроме того, в те времена уже существовала педиатрия, поза,в которой находиться на полотне маленький Иисус очень неестественна. Разве может младенец сидеть?

Но, стоит учесть также и то, что не сохранилось до сих пор точных данных, когда именно было осуществлено поклонение Иисусу — некоторые считают, что сразу после родов, в других же источниках упоминается, что Христос и волхвы встретились лишь тогда, когда первому исполнилось полных два года. Так что стоит простить художникам прошлого эту анатомическую разность.

«Рождество» Франчески

Все мы привыкли, что на рождественских картинах непременно присутствуют животные — овечки, ослики — тут же на полотне изображена и вовсе нетипичная птица как для южных стран — сорока! Как же она смогла там оказаться? Вероятнее всего, это произошло потому, что сам автор не смог подобрать более подходящее животное — в Умбрии, откуда был родом Франческа, они невероятно распространены. Потому и украшает теперь в веках рождественский триптих эта интересная и необычная птица.